Опытный веб-мастер знает, что основой популярности сайта является принцип юзабилити, что дословно переводится как «полезность», «возможность использования». В соответствии с международными стандартами, юзабилити – это степень возможности использования пользователем определенных качеств продукта, с целью максимальной продуктивности, эффективности и удовлетворения потребности.
Для создателей пользовательского интерфейса, юзабилити означает общую концепцию адаптации сайта под программное обеспечение с целью логичности, понятности и простоты управления. Иными словами, удобства элементов управления на странице сайта для любого пользователя, с учетом всех необходимых функций, а также их понятности и доступности без дополнительного поиска. Это мера оптимальных возможностей пользователя при работе с веб-сайтом, которая достигается правильным (грамотным) программным приложением.
Юзабилити – это комбинация качеств сайта, которые влияют на пользовательский выбор, исходя из пользовательских возможностей.
Факторы юзабилити, влияющие на пользовательский выбор
В основе юзабилити находятся факторы, которые влияют на выбор пользователя, а также его постоянство в выборе конкретного сайта.
Фактор обучаемости включает в себя понятие того, как быстро пользователь может освоить навигацию сайта, насколько для него удобен и понятен интерфейс, насколько учтены все необходимые функции именно в расположении на странице. Если у пользователя возникают трудности с поиском новой информации по сайту, то он перейдет на другой – более удобный для него сайт.
Фактор эффективности использования предполагает быстроту работы с нужными кнопками, то есть наличие всех необходимых функций в пользовательском интерфейсе. Если система работы с сайтом для пользователя будет не до конца удобной, то он найдет другой аналогичный сайт.
Фактор запоминаемости включает в себя возможность пользователя применить уже ранее приобретенные навыки работы с сайтами. Если же пользовательский интерфейс будет для него принципиально новым, то он вряд ли захочет тратить время на приобретение новых навыков и закроет его.
Фактор ошибок предполагает изменение интерфейса сайта в соответствии с действиями пользователя, которые не дают нужных результатов. При изучении данного фактора, веб-мастер должен применить юзабилити-тестирование
Фактор субъективного восприятия также определяется в ходе тестирования мнения пользователя, насколько сайт ему нравится.
Фактор полезности отображает, насколько пользователю нужна информация, представленная на сайте, интересно ли ему будет продолжить работу с сайтом.
Этапы юзабилити
Чтобы сайт «работал» следует учесть этапы юзабилит.
Этап 1. Планируем веб-сайт. Нужно ответить на три основных вопроса: зачем разрабатывать сайт, кто будет основным пользователем, и с какой целью пользователь будет посещать сайт. На этом этапе следует учесть и основные факторы юзабилити, которые были приведены выше.
Этап 2. Собираем данные. Следует собрать данные о пользователе: что он хочет видеть на страницах сайта, какие сайты чаще посещает, чего не хватает ему в навигации посещаемых сайтов. Сбор информации осуществляется методами обратной связи, тестированием и логами сервера.
Этап 3. Разрабатываем макет. Необходимо иметь пример сайта, с которым пользователь возможно будет работать. Проще оценить имеющийся прототип, чем говорить об общей концепции, не имея наочного примера.
Этап 4. Наполняем контент. Наличие контента поможет оценить, насколько ваши с пользователем взгляды на необходимость и полезность информации совпадают. И, возможно, скорректировать тематику контента или ее оформление. Как правило, пользователи выбирают не только полезную, но и легкочитаемую информацию, а для этого тексты на сайте лучше представлять в виде таблиц или разделять их на смысловые части, чтобы улучшить восприятие.
Этап 5. Проводим тестирование. Не следует путать понятия разработка юзабилити и тестирование юзабилити, которые дополняют, но не заменяют друг друга. Разработка предполагает совокупность методов создания сайта, в то время как тестирование дает возможность ответить на вопрос насколько посещаем будет сайт, насколько он подходит пользователю.
Во второй части мы продолжим разговор об юзабилити и рассмотрим, какие виды тестирования существуют, и что следует учесть при составлении сайта. В завершение хотелось бы подытожить, что любой сайт создается для пользователей, поэтому все принципы его создания подчиняются правилу доступности, понятности, эффективности и полезности для посетителей сайта. И начинающий веб-мастер должен прежде всего думать о том, насколько интересы пользователей учтены в имеющемся макете и как можно улучшить пользовательский интерфейс.
Вот позвольте не согласиться, что любой сайт создается для пользователей!
А как же ГС ? или сате-ы? Или под “пользователь” вы имели ввиду владельца сайта?
Тема серьезная, причем тут ГС и саты, речь идет о СДЛ 🙂
Спасибо, написано толково и интересно. Только одно но – не хватает картинок-примеров. Ну или просто графики. В статьях про веб-дизайн обычно ждёшь увидеть не только текст )
Спасибо за замечание, обязательно учтем. Одну из просьб уже выполнили, речь идет об этой статье, готова, но не выложена статья про конверсию, с картинками пока сложно, по разным причинам некоторые не выложишь и приходиться искать альтернативный вариант, который не всегда бывает удачным. Ну и, наверное, как у всех, времени всегда в обрез ))
спасибо за инфу! надеюсь пригодится
По поводу фотографий, выше, верно подмечено. Правда в таком материале больше теории и с картинками сложно. По самой статье замечание, если начинающий вебмастер делает сайт (блог) на основе какого-либо движка – берется уже готовая тема, с готовым же интерфейсом. Его лишь можно слегка изменить.
Спасибо за критику, по-поводу больше теории подмечено верно. Обычно все так и поступают – идут натоптанными дорожками, а там – кто-где споткнется.
А я считаю, что юзабилити может быть любым, никакой разницы нет.
Полезная информация. Спасибо. Все так подробно расписано.
Интересно. Судя по статье мой блог – это ГС.
Если отвлечься только от сайтов, то хороший пример юзабилити – большинство продукции фирмы Apple. Яблочная компания всегда стремилась делать не больше, а лучше.
По себе знаю, что для сайта очень важна свежая идея, т.е. должно быть что-то необычное, интересное и привлекательно. Остальное же – дело техники!
Относительно недавно была не семинаре по юзабилити интернет-магазинов. Вел парень из ЮзабилитиЛаб. Много примеров показывал, как делать не надо. Примеры эти были взяты с сайтов всяких разных в том числе и очень больших интернет-магазинов. Отсутствие удобств и явные ляпы, однако, не мешают этим магазинам успешно продавать. Вот и вывод напрашивается, что в области интернет-торговли все определяется ценой: если она ниже, чем у конкурентов, то никакое юзабилити не нужно, все равно купят. Нашим продавцам проще цену скинуть, чем замарачиваться всякими прибамбасами. Интересно, наступит когда-нибудь такое время, чтобы конкурировать можно было не только по цене, но и по другим всяким разным аспектам, в том числе и юзабилити?
далеко не всегда так- все люди ленивы от природы и с плохим юзабилити человек может просто устать искать у вас то что ему нужно и уйти и то что продукция у вас дешевле чем у конкурентов просто не узнает, если к этому добавить, что не все еще хорошо работают с интернетом, то таких случаев не так мало
Спасибо, толковая статья. Но её применю уже ко второму своему блогу.
Ну удобство использования сайтом один из важных факторов но не решающий, там влияет еще куча нюансов и мелочей.
Самой проверяют насколько удачным вышел дизайн по своему старому рецепту. Нахожу человека далекого от компьютеров и сажу перед свежеесделанным сайтом и смотрю на реакцию, куда он тыкает, что делает, плюс прошу сделать определенные действия. После этого начинаю исправлять, если знакомый делал не так как здумывалось.
А где доказательства, что юзабилити влияет на сайт?
Все это правильно, но создавая сайт, по моему мнению, нужно в первую очередь думать о том что тебе интересно и относиться к делу с душой.
Да, сделать сайт именно для посетителя очень сложно. Надо очень четко понять что хочет увидеть человек зайдя на ваш сайт.
Полезная серия статей. Осталось только научиться делать СДЛ)
ну в этом деле важен опыт, один ГС, второй ГС, а третий уже норм получился)))
Спасибо вам за подробные этапы юзабилити. Все раскрыли, раньше не знал.
Ценные рекомендации! Вопрос юзабилити важен тем, кто хочет грамотно продвигаться в интернете и иметь хорошую репутацию.
В статье затронута важная тема и многие комментарии расширяют представление о юзабилити. Все таки если сайт устроен так, что объединяет как можно больше предпочтений, заходящих на него посетителей и имеет интуитивно понятную навигацию, тем лучше для этого сайта.
Помнится как-то мне пришлось делать анализ юзабилити сайта. И тогда стало понятно, что привести посетителя на сайт – это только часть дела. А вот удержать его там поможет в первую очередю удобство использования сайта. Даже если контент там супер-нужный и архи редкий, но наайти его на сайте “не реально”, то грош-цена всем стараниям над сайтом. Поэтому проработка удобства использования сайтом – не последняя задача, если не первая. Вроде отрывисто написал и может быть что-то не складно, но хотел выразить эмоционально, что хороший сайт должен не только хорошо выглядеть, иметь полезный контент, но и быть удообным в использовании
Спасибо. На редкость не двусловный коммент
Насчет контента – очень верное замечание.
Очень часто владельцы полезных, хороших сайтов чрезвычайно мало внимания уделяют форматированию страниц. Порой даже на абзацы свой текст не удосуживаются разбивать.
В результате – вываливают монолитную текстовую простыню, читать которую с экрана – очень и очень тяжело (а если есть проблемы со зрением – то и подавно).
Очень даже влияет юзабилити на продажи в интернет магазинах. Сейчас такие недоделанные движки магазинов что приходится ещё месяц потратить на допрограммирование нужных функций.
Хорошо если товар простой вроде сотового телефона или ножика, а если товар имеет кучу комплекраций, цвета размера и часто к нему нужно дозаказать дополнительные аксессуары. Если всё это не учесть, пользователь плюнет и уйдет или на другой сайт или в оффлайн магазин. Так что юзабилити это поле котором пахать и пахать. Спасибо за статью.
Благодарю за полезную статью. Согласен что юзабилити играет важную роль… Ждем вторую часть..
Тестирование лучше проводить в несколько этапов и циклично!
спасибо за инфу, есть пару моментов которе не знал в создании сайта
Спасибо, много полезного для себя нашел в этой статье
А вторая часть есть? Статья понравилась, но большинство из этого – уже знал.
Есть, конечно. Смотрите внимательнее 🙂
Да, во второй части побольше интересного.
Интересная статья, всё хорошо расписано.
Не плохо написано для поверхностного представления о юзабилити.
Самый частый промах, что я встречал в интернет-магазинах – это отсутствие кнопки “Купить” до авторизации на сайте.
Для меня даже факт регистрации/авторизации на инет-магазине кажется совершенно необязательным, но вот кнопка “Купить” должна быть видна и бросаться в глаза с любого места на странице товара.
Для начального понимания пойдёт. А вот для того чтобы сделать сайт по всем правилам юзабилити, необходим большой опыт и умения.