Еще раз о дизайне. Руководство по созданию шедевра

Возможно, вам, как и мне, не раз приходилось слышать слова именитых дизайнеров о том, что в искусстве не работают правила и не действуют законы. За создание подлинного шедевра, говорят маститые профессионалы, отвечает лишь талант, который либо есть, либо, увы, отсутствует. Если вы решили заняться дизайном, но относите себя к той категории, о которой выше было сказано «увы» – не спешите отчаиваться и менять род деятельности!
В дизайне существуют правила – и они работают! Равно, как и законы, которые успешно действуют. Вооружившись знаниями этих законов и правил и вложив частичку своей души, вы непременно создадите свой неповторимый шедевр, утерев нос «маститым» и «именитым».
Итак, поговорим еще раз о дизайне. Кстати, что это такое?
Слово «дизайн» происходит от английского «design» (замысел, проект, чертеж, рисунок). Дизайн – это конструирование художественного образа, придание ему определенной формы. Это касается различных сфер и предметов: одежды, интерьера помещений, полиграфической продукции, механизмов, иначе говоря, любых вещей, производимых людьми.
Еще раз о дизайне. Руководство по созданию шедевраВы готовы сделать шаг на пути создания своего шедевра, приступив к художественному конструированию прямо сейчас, не правда ли? Но давайте прежде задумаемся об основных задачах дизайна. Их две, и они просты – красота и функциональность. Можно сказать тысячи слов – как о первом, так и о втором, но значительно проще и понятнее показать смысл дизайнерских задач на примере. Некий дизайнер создал унитаз – ослепительно красивый, вызывающе притягательный, действующий своим внешним видом настолько безотказно, что если минуту назад вы даже не помышляли о посещении клозета, то увидев это чудо, ни о чем другом не будете думать. Вот только, взобравшись на это чудесное творение, вы понимаете, что пользоваться им по назначению совершенно невозможно – посадка неудобная, ноги скрюченные, а немаловажная часть вашего туловища так и норовит провалиться внутрь, грозя безнадежно застрять там до скончания времен. Грустно? Очень. Однако дизайнер не отчаялся, учел прежние ошибки и создал новый унитаз – удобный настолько, что оказавшись на его сиденье, вам не захотелось бы покидать это место. Вот только внешний вид унитаза был до такой степени отталкивающим, что желающих оказаться на его сидении не находилось.
Ясно, что в первом случае наш горе-дизайнер создал неповторимо красивое, но абсолютно функционально-непригодное творение, а второй созданный им унитаз отвечал функциональным задачам, но не вызывал ни малейшего желания их осуществить. Поэтому, прежде чем приступать к работе, задумайтесь о том, чему именно будет служить создаваемое вами творение и позаботьтесь о том, чтобы конечный продукт выглядел привлекательно. Сотворите вещь, имеющую как функциональную, так и эстетическую ценность. Не повторите ошибок унитазного гения!
Кстати, вы уже решили, что именно вы хотите создать? Может быть, рекламный плакат, воспользовавшись широким спектром возможностей одного из графических редакторов? Или архитектурный план вашего будущего коттеджа? Даже если вы почувствовали вдруг прилив музыкального вдохновения и решили написать пьесу для камерного оркестра, все это можно назвать одним словом – композиция.
Композиция (лат. composition – сочинение, составление, связь, сопоставление) – это произведение, объединяющее разрозненные элементы в единое художественное целое.
Ну вот – свершилось! Мы наконец вплотную приблизились к тем самым правилам, без которых невозможно создать ни одно дизайнерское произведение. Правила эти называются композиционными принципами. Их несколько, и каждый из них заслуживает того, чтобы о нем было сказано несколько слов.

Принцип целесообразности

Суть этого принципа состоит в том, что замысел автора и вся конструкция произведения основываются на некой идее, подчиняясь конкретной художественной задаче. Помните: создавая композицию, вы творите не искусство ради искусства, а нечто, направленное на определенную целевую аудиторию!

Принцип единства

Важнейший принцип, задачей которого является связать все элементы композиции в единое неделимое целое. Руководствуясь этим принципом, вы создадите цельное произведение, все части которого находятся в гармоничном взаимодействии друг с другом, выполняя одну и ту же задачу. Целостность стиля достигается благодаря общей цветовой гамме, а также родственным формам и элементам.

Принцип доминанты

Слово «доминанта» происходит от латинского «преобладание» и обозначает главный объект в композиции. Именно доминанта отвечает за целостность восприятия любого произведения, потому что ее задача – завладеть вниманием зрителя в первые же секунды беглого просмотра. Всегда помните о том, что в любом произведении доминанта может быть только одна, и она должна быть безошибочно узнаваема.

Принцип целостности

Целостность композиции – это когда все его элементы, как главные, так и вспомогательные, увязаны в единую органичную систему. Все части единого целого должны перекликаться друг с другом, перетекать друг в друга. Объединяющими факторами могут являться форма, цвет, стиль – плавность либо резкость всех линий; заостренные либо скругленные углы рисунка; характерные элементы, присутствующие как в рисунке, так и шрифтовом решении композиции.

Принцип динамизма

Движение (или иллюзия движения) всегда привлекает внимание значительно активнее, нежели статичная композиция. Представьте себе прогулку по спокойному парку в безветренную погоду, когда вокруг не колышется ни один листочек. Вы прогуливаетесь по аллее, отдавшись неспешному течению мыслей. Внезапно вы резко поворачиваете голову вправо, пытаясь проследить взглядом возникшее движение – это ваше боковое зрением уловило прыжок белки с ветки на ветку. Динамизм в плоскостной графике достигается за счет построения соответствующих образов, масштабирования, применения наклонных форм и т.д.

Принцип равновесия

Суть этого принципа состоит в том, что все части композиции должны быть уравновешены, сбалансированы друг относительно друга. Равновесие в композиции достигается за счет гармоничного расположения ее элементов относительно оптического центра в соответствии с их цветом, формой, размером и т.д.

Принцип гармонии

Гармония обеспечивает целостность зрительского восприятия, Она отвечает за связь всех элементов произведения, стирая грани между формой и содержанием, объединяя их в единое неделимое целое. Гармоничное произведение легко воспринимается зрителем, рождая информацию об образах и подчиняя его поставленной задаче.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *